Шапоренко Лидия Федоровна
Голосовать 31
Лидия родилась 17 сентября 1939 года в совхозе «Будённый», что находится в Николаевской области на Украине. Лидия окончила студию при Ставропольском театре, а затем её пригласили в Москву.
Она работала в театре имени Гоголя и снималась в кино. 10 лет Лидия прожила в Москве. Часто ей предлагали вторые, а то и третьи роли в театре. После появления дочери Елены Лидия решила, что лучше быть лучшей актрисой в своём небольшом городе, чем никакой – в Москве, и вернулась в родной Ставрополь. Семён Рейнгольд – будущий главный режиссёр Пензенского драматического театра — в начале 1970-х годов пригласил Лидию в Пензу, где она играла почти в каждом спектакле. На неё ходили почти все, у неё была огромная популярность и зрительская любовь. Однако, за ней, подобно тени, ходила ужасная болезнь – алкоголизм. Однажды, будучи в Саранске на гастролях Пензенского театра, Лидия играла в спектакле «Веер леди Уиндермир» так, что зрители смотрели на неё, завороженные, и кричали «Браво».
Великолепная речь как магнитом приковывала публику к Лидии, все смотрели лишь на неё. А выходя за кулисы, девушка валилась с ног, помощнику режиссёра приходилось буквально ловить её и носить на руках. Она не являлась на репетиции, срывала спектакли, режиссёр был в бешенстве, однако за поразительный талант и золотую душу Лидии всё сходило с рук. Лидия была очень красивой женщиной, мужского внимания у неё всегда было в достатке.
Она была замужем два раза. Второй её муж, будучи пьяным, покончил с собой. Выбрал он для этого верёвку, и в своей предсмертной записке попросил: «Берегите Лидочку!». Однако у Лидии появилась новая любовь. Молодой человек был вдвое младше её. Он носил актрису на руках, боготворил, всегда был рядом с ней, и в горе, и в радости, и в моменты депрессии, подпитанные очередным запоем. Актриса уезжала то во Владимир, то в Смоленск, но никому ещё не удалось убежать от себя самого. В свои последние годы в Пензе Лидия редко играла на большой сцене, она только напомнила о себе, сыграв в спектакле «Гусарская Элегия». Тогда она работала только на Малой сцене в музее Мейерхольда.
В декабре 1993 года исполнялось 200 лет областному драматическому театру, устроили торжественный вечер. На сцене по очереди появлялись актёры. Когда объявили фамилию Лидии, зал буквально взорвался аплодисментами. Её не хотели отпускать, кричали «браво!». Её любили все: и коллеги, и зрители. Тогда она поднялась на сцену в последний раз. 31 января 1994 года был подписан приказ об увольнении Лидии Шапоренко.
После этого она уехала к своей дочери в Первоуральск, надеясь потом ещё вернуться в Пензу. Но судьба её сложилась иначе. Специально для Лидии режиссёр поставил в театре Первоуральска спектакль «Разве можно не любить Памелу?». Во время репетиций главной роли она заметила, что с ней творится что-то странное.
Лидия пишет Пензенской подруге: «Часть пищи не проглатывается до конца, приходится выливать её из себя, я хожу практически голодной». Женщина понимала, что она больна, но к врачам обращаться не стала, потому что боялась потерять свою заветную роль, это была её мечта. Только сыграв в спектакле Памелу, Лидия ложится в больницу на обследование. Лидия пишет подруге: «Поступила я в больницу весом 47 кг 300 г в одежде. Через месяц стала весить 45 кг, сейчас – 43».
Врачи поставили ей прискорбный диагноз: злокачественная опухоль пищевода. Операция стоила полтора миллиона. Таких денег у Лидии никогда не было. Их собирали для неё всем миром: передавали сообщения по радио, давали объявления в газетах. В итоге нужная сумма набралась, но прожила Лидия после неё не долго. До своих последних дней она встречалась с людьми, общалась, улыбалась, радовалась.
Вечером она приняла ванну, надела чистое нижнее бельё, сделала педикюр, маникюр. После этого позвала дочь и сказала: «Завтра я умру. Я готова. Сделайте мне только причёску». Утром она уже не дышала. Это случилось 23 июня 1996 года.
ОБНОВЛЕНО: 10.04.2015